понедельник, 26 января 2015 г.

Как бороться с негативом в PR — советы представителей Mail.Ru Group, Rambler&Co, YouDo, Softkey

PR-менеджер агентства мобильных коммуникаций MobydeeЕкатерина Павлова расспросила своих коллег из компаний JOB.RU, Mail.Ru Group, Rambler&Co, YouDo, Softkey, SHER-KHAN и «1С-Битрикс» о том, как они борются с негативом со стороны пользователей и журналистов.
Работа в сфере PR — одна из самых стрессовых. В нынешнее время негатив может поджидать где угодно — со стороны начальства, которое, по словам экспертов, само находится в некоторой фрустрации из-за кризиса, со стороны подрядчиков и клиентов и, конечно, журналистов — потому что человеческий фактор непредсказуем. Одна недавняя переписка с организатором популярной конференции, которая отвечала мне резко и, как говорят, «по делу», натолкнула меня на мысль пообщаться с коллегами из отрасли и понять, с какими сложными ситуациями они сталкиваются и как их решают. 
Все истории реальны, совпадения имен и названий случайны, а советы, надеюсь, будут полезны не только начинающим и опытным PR-специалистам, но и представителям тех профессий, которые предполагают общение с большим потоком людей и работу в режиме многозадачности.
Анна Чуксееваруководитель направления по связям с общественностью JOB.RU
«Айкидо для пиарщика»
Профессия PR — одна сплошная стрессовая ситуация. Шучу. Но в каждой шутке есть доля правды. По пиарщикам встречают — так что пиарщик не может накричать в ответ.
1. Незаменимый навык пиарщика — разбивать негатив юмором. Если этого не умеете — не идите в профессию. Если вы обидчивы — не идите в профессию.
Юмор, психологическое айкидо, внутреннее разделение рабочего и личного образа — эти универсальные техники вам посоветуют везде. 
Например, я стараюсь отделять эмоции говорящего от фактов, и уточнять именно факты. Спасает гуманизм — если человек кричит и раздражен, значит, ему плохо, и надо ему помочь.
Можно попробовать мантру: все, что не нравится в других — есть в нас самих. Иногда помогает. Такие психологические настройки хороши в момент кризиса. Но самое главное — любить свою работу. Тогда то, что для многих стресс, для нас — challenge.
2. Произошел случай в редакции. Пришлось звонить редактору топового финансового СМИ, нужен был именно этот человек, так как он единолично отвечал за нужную рубрику. Я представилась, начала переходить к теме разговора, как на меня полился поток «не звони сюда больше».
Потом он немного угомонился, опять переспросил, откуда я. Я ответила. Он смягчился, мы перешли к вопросу о темах, и тут снова «Остапа понесло», и он стал орать, что, мол, все мы тупы и ничему нас не учат, и отправил меня на журфак слушать лекции. Я ответила, что уже окончила его с красным дипломом. Далее последовала речь о том, что молодежь уже не та. Я спокойно выслушала и поблагодарила.
В конце он смягчился и даже извинился, и добавил, что сам с журфака. Потом он всегда звонил сам и называл исключительно «Анечка».
София ИвановаPR-директор Rambler&Co
«Когда мемы положительно влияют на PR»
Я поделюсь с читателями конкретным случаем из жизни. Готовили мы как-то интервью одного топ-менеджера для одной хорошей газеты. И вышло это интервью не таким зажигательным, как хотелось бы. То есть большого внимания со стороны профсообщества оно не вызвало, обсуждение в соцсетях было слабым.
Так и прошло бы оно незамеченным, если бы не фотожаба (не нашего производства) по мотивам фото к этому интервью с забористым заголовком. Фото, надо признаться, были весьма своеобразными, выражение лица на таких фото бывает у человека, который говорит, ест или поет. В результате фотожаба вкупе со ссылкой очень помогли продвинуть интервью в соцсетях, вызвать эмоцию.
Так негативный, на первый взгляд, эпизод в виде чьей-то саркастической шутки сыграл нам на руку. В общем, эта история о том, что не нужно бояться иронии, а самоирония так вообще полезна в работе пиарщика, а уж в жизни тем более.
Ольга Алексеевабывший пресс-секретарь сервиса YouDo
«Стартап на связи 24 часа в сутки»
Когда я работала в команде сервиса YouDo, номер моего мобильного был опубликован на сайте в разделе «Контакты» с пометкой «Для СМИ». Из-за этого часто возникали не совсем удобные ситуации, напрямую не связанные с моей работой.
  1. Звонки в нерабочее время. Например, однажды около пяти утра в выходной день позвонил пользователь, который не мог определить, опубликовано ли его задание или нет. Пришлось быстро просыпаться, открывать ноутбук и проверять.
  2. Конфликтные ситуации между заказчиками и исполнителями. Однажды мне написал разгневанный журналист. Дедлайн сдачи интервью стремительно приближался, а исполнитель, которому он поручил расшифровку записи разговора, не выходил на связь. За 15 минут мы со службой поддержки нашли человека, а уже через 20 минут заказчик получил свою расшифровку. Ситуация благополучно разрешилась.
Несмотря ни на что, я уверена, что стартапы должны быть максимально доступным для пользователя. Зачастую люди получали от меня нужную информацию и это повышало их лояльность к сервису, что особенно важно в тот момент, когда сервис только начинает формировать аудиторию.
Ольга СпиридоноваPR-менеджер Softkey
«Негативный отзыв — еще не повод паниковать»
Отслеживая положительные и отрицательные отзывы о компании, которым зачастую клиенты доверяют больше, чем рекламе, главное — не поддаться панике, увидев резкий комментарий или жалобу. В первую очередь необходимо трезво оценить ситуацию и только после этого вступить в диалог с источником, чтобы не навредить еще больше.
  1. Тон ответа должен быть максимально вежливым и выражать желание помочь в решении возникшего вопроса.
  2. Если материал необъективный, ложный или «заказной», нужно постараться найти способ связаться с ресурсом и предложить пути решения, опираясь на то, что информация не соответствует действительности и вы можете предоставить объективные сведения.
  3. Обоснованный негатив. PR-менеджер должен обсудить с руководством существующую проблему и действительно принять меры. В особых случаях стоит подключить топ-менеджмент и даже главу компании. Комментарии и интервью от них покажут, что вам нечего скрывать, вы открыты для диалога и готовы исправлять ошибки.
Со своей стороны замечу, что издания, заботящиеся о своей репутации, как правило, идут вам навстречу.
Ксения ЧабаненкоPR-директор Mail.Ru Group
«Техподдержка с юмором»
Возможно, вы замечали, что негатив, в принципе, сезонная штука, и он обостряется в межсезонье — осенью и весной, как и некоторые специфические заболевания. У меня вообще есть теория, что объем негатива (как минимум в России) коррелирует с количеством солнечного света, физически необходимого для нашего душевного равновесия и ощущения радости. А тут еще и кризис.

Итак, сначала остановлюсь на негативе в профессиональном сообществе.
Компания Mail.Ru Group очень активна на сайте Habrahabr. Когда мы начинали, наш блог болтался в самом низу рейтинга, посты ставили анти-рекорды, объем негативных комментариев к позитивным стабильно держался на уровне 100 процентов к нулю. Мы не нравились требовательной и въедливой (Шелдон Купер mode on) аудитории.
И с этим нужно было работать:
  1. Реакция. Отвечая на чересчур колкий коммент, не стоит использовать такое же оружие. Ответ должен быть содержательным, четким, ни в коем случае нельзя «зеркалить» негативный, пренебрежительный тон (Пример подобного ответа гика гику от автора нашего блога на «Хабре»)
  2. Полезный контент. Хорошие технические посты, интересные рубрики, качественные ответы наших разработчиков представителям хабра-сообщества позволили нам переломить негативное наследие и вывести наш хабраблог на первое место среди блогов компаний.
О пользовательском негативе в социальных сетях
  1. Необоснованный негатив (например: «Гори в аду!»). На него реагировать не стоит — аудитория понимает, что haters gonna hate, и сама сделает правильные выводы. Ваша задача в этой ситуации — не вестись на этот негатив и не оправдываться (не кормите тролля, он от этого только растет).
  2. Обоснованный негатив. Чаще всего обоснованный негатив связан с тем, что пользователь не смог самостоятельно разобраться в продукте, чем очень расстроен («У меня украли пароль, ваша почта плохая!»).
Как в первом, так и во втором случае стоит сначала узнать у пользователя, что его действительно беспокоит, а уже после этого решать, как действовать. Решаем проблему пользователя, помогаем ему, и, конечно же, не забываем потом узнать, как у него дела.

Источник: siliconrus.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий