PR-менеджер агентства мобильных коммуникаций MobydeeЕкатерина Павлова расспросила своих коллег из компаний JOB.RU, Mail.Ru Group, Rambler&Co, YouDo, Softkey, SHER-KHAN и «1С-Битрикс» о том, как они борются с негативом со стороны пользователей и журналистов.
Работа в сфере PR — одна из самых стрессовых. В нынешнее время негатив может поджидать где угодно — со стороны начальства, которое, по словам экспертов, само находится в некоторой фрустрации из-за кризиса, со стороны подрядчиков и клиентов и, конечно, журналистов — потому что человеческий фактор непредсказуем. Одна недавняя переписка с организатором популярной конференции, которая отвечала мне резко и, как говорят, «по делу», натолкнула меня на мысль пообщаться с коллегами из отрасли и понять, с какими сложными ситуациями они сталкиваются и как их решают.
Все истории реальны, совпадения имен и названий случайны, а советы, надеюсь, будут полезны не только начинающим и опытным PR-специалистам, но и представителям тех профессий, которые предполагают общение с большим потоком людей и работу в режиме многозадачности.
- Анна Чуксееваруководитель направления по связям с общественностью JOB.RU
- «Айкидо для пиарщика»Профессия PR — одна сплошная стрессовая ситуация. Шучу. Но в каждой шутке есть доля правды. По пиарщикам встречают — так что пиарщик не может накричать в ответ.1. Незаменимый навык пиарщика — разбивать негатив юмором. Если этого не умеете — не идите в профессию. Если вы обидчивы — не идите в профессию.Юмор, психологическое айкидо, внутреннее разделение рабочего и личного образа — эти универсальные техники вам посоветуют везде. Например, я стараюсь отделять эмоции говорящего от фактов, и уточнять именно факты. Спасает гуманизм — если человек кричит и раздражен, значит, ему плохо, и надо ему помочь.Можно попробовать мантру: все, что не нравится в других — есть в нас самих. Иногда помогает. Такие психологические настройки хороши в момент кризиса. Но самое главное — любить свою работу. Тогда то, что для многих стресс, для нас — challenge.2. Произошел случай в редакции. Пришлось звонить редактору топового финансового СМИ, нужен был именно этот человек, так как он единолично отвечал за нужную рубрику. Я представилась, начала переходить к теме разговора, как на меня полился поток «не звони сюда больше».Потом он немного угомонился, опять переспросил, откуда я. Я ответила. Он смягчился, мы перешли к вопросу о темах, и тут снова «Остапа понесло», и он стал орать, что, мол, все мы тупы и ничему нас не учат, и отправил меня на журфак слушать лекции. Я ответила, что уже окончила его с красным дипломом. Далее последовала речь о том, что молодежь уже не та. Я спокойно выслушала и поблагодарила.В конце он смягчился и даже извинился, и добавил, что сам с журфака. Потом он всегда звонил сам и называл исключительно «Анечка».
- София ИвановаPR-директор Rambler&Co
- «Когда мемы положительно влияют на PR»Я поделюсь с читателями конкретным случаем из жизни. Готовили мы как-то интервью одного топ-менеджера для одной хорошей газеты. И вышло это интервью не таким зажигательным, как хотелось бы. То есть большого внимания со стороны профсообщества оно не вызвало, обсуждение в соцсетях было слабым.Так и прошло бы оно незамеченным, если бы не фотожаба (не нашего производства) по мотивам фото к этому интервью с забористым заголовком. Фото, надо признаться, были весьма своеобразными, выражение лица на таких фото бывает у человека, который говорит, ест или поет. В результате фотожаба вкупе со ссылкой очень помогли продвинуть интервью в соцсетях, вызвать эмоцию.Так негативный, на первый взгляд, эпизод в виде чьей-то саркастической шутки сыграл нам на руку. В общем, эта история о том, что не нужно бояться иронии, а самоирония так вообще полезна в работе пиарщика, а уж в жизни тем более.
- Ольга Алексеевабывший пресс-секретарь сервиса YouDo
- «Стартап на связи 24 часа в сутки»Когда я работала в команде сервиса YouDo, номер моего мобильного был опубликован на сайте в разделе «Контакты» с пометкой «Для СМИ». Из-за этого часто возникали не совсем удобные ситуации, напрямую не связанные с моей работой.
- Звонки в нерабочее время. Например, однажды около пяти утра в выходной день позвонил пользователь, который не мог определить, опубликовано ли его задание или нет. Пришлось быстро просыпаться, открывать ноутбук и проверять.
- Конфликтные ситуации между заказчиками и исполнителями. Однажды мне написал разгневанный журналист. Дедлайн сдачи интервью стремительно приближался, а исполнитель, которому он поручил расшифровку записи разговора, не выходил на связь. За 15 минут мы со службой поддержки нашли человека, а уже через 20 минут заказчик получил свою расшифровку. Ситуация благополучно разрешилась.
Несмотря ни на что, я уверена, что стартапы должны быть максимально доступным для пользователя. Зачастую люди получали от меня нужную информацию и это повышало их лояльность к сервису, что особенно важно в тот момент, когда сервис только начинает формировать аудиторию.
- Ольга СпиридоноваPR-менеджер Softkey
- «Негативный отзыв — еще не повод паниковать»Отслеживая положительные и отрицательные отзывы о компании, которым зачастую клиенты доверяют больше, чем рекламе, главное — не поддаться панике, увидев резкий комментарий или жалобу. В первую очередь необходимо трезво оценить ситуацию и только после этого вступить в диалог с источником, чтобы не навредить еще больше.
- Тон ответа должен быть максимально вежливым и выражать желание помочь в решении возникшего вопроса.
- Если материал необъективный, ложный или «заказной», нужно постараться найти способ связаться с ресурсом и предложить пути решения, опираясь на то, что информация не соответствует действительности и вы можете предоставить объективные сведения.
- Обоснованный негатив. PR-менеджер должен обсудить с руководством существующую проблему и действительно принять меры. В особых случаях стоит подключить топ-менеджмент и даже главу компании. Комментарии и интервью от них покажут, что вам нечего скрывать, вы открыты для диалога и готовы исправлять ошибки.
Со своей стороны замечу, что издания, заботящиеся о своей репутации, как правило, идут вам навстречу.
- Ксения ЧабаненкоPR-директор Mail.Ru Group
- «Техподдержка с юмором»Возможно, вы замечали, что негатив, в принципе, сезонная штука, и он обостряется в межсезонье — осенью и весной, как и некоторые специфические заболевания. У меня вообще есть теория, что объем негатива (как минимум в России) коррелирует с количеством солнечного света, физически необходимого для нашего душевного равновесия и ощущения радости. А тут еще и кризис.Итак, сначала остановлюсь на негативе в профессиональном сообществе.Компания Mail.Ru Group очень активна на сайте Habrahabr. Когда мы начинали, наш блог болтался в самом низу рейтинга, посты ставили анти-рекорды, объем негативных комментариев к позитивным стабильно держался на уровне 100 процентов к нулю. Мы не нравились требовательной и въедливой (Шелдон Купер mode on) аудитории.И с этим нужно было работать:
- Реакция. Отвечая на чересчур колкий коммент, не стоит использовать такое же оружие. Ответ должен быть содержательным, четким, ни в коем случае нельзя «зеркалить» негативный, пренебрежительный тон (Пример подобного ответа гика гику от автора нашего блога на «Хабре»)
- Полезный контент. Хорошие технические посты, интересные рубрики, качественные ответы наших разработчиков представителям хабра-сообщества позволили нам переломить негативное наследие и вывести наш хабраблог на первое место среди блогов компаний.
О пользовательском негативе в социальных сетях- Необоснованный негатив (например: «Гори в аду!»). На него реагировать не стоит — аудитория понимает, что haters gonna hate, и сама сделает правильные выводы. Ваша задача в этой ситуации — не вестись на этот негатив и не оправдываться (не кормите тролля, он от этого только растет).
- Обоснованный негатив. Чаще всего обоснованный негатив связан с тем, что пользователь не смог самостоятельно разобраться в продукте, чем очень расстроен («У меня украли пароль, ваша почта плохая!»).
Как в первом, так и во втором случае стоит сначала узнать у пользователя, что его действительно беспокоит, а уже после этого решать, как действовать. Решаем проблему пользователя, помогаем ему, и, конечно же, не забываем потом узнать, как у него дела. - Источник: siliconrus.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий